Кагальницкое сельское поселение

 

 

Герб Кагальницкого района


Станица Кагальницкая. Исторический очерк


Кагальницкая земля. Раньше на этих просторах ветер гнал коричневое кружево перекати-поля. Горячее солнце июля и августа выжигало все живое, кое где были видны сизые полянки горькой полыни, ярко- красного полевого мака и фиолетовые свечи цветущего бобовника. Легендами и былинами овеяна ее многовековая история. В ней столько мужества и богатырской отваги, верности отчему дому, что невольно склоняешь голову перед священными событиями прошлого. Былое не зарастает, если оно овеяно трудом, напряженным, творческим, не знающим усталости.

Станица Кагальницкая является одним из давних поселений, расположенных на нынешней трассе Батайск- Ставрополь. Как постовая станция она существует с XVII века, а точнее как говорится в «Донских памятниках», ранее 1663 года. Станицей она стала с 1809 года, через неё пролегал на юг Кавказский тракт.

С целью обустройства дороги атаман Платов обратился к царю с прошением о заселении южных пространств войсковой земли казачьими станицами и получил разрешение. В первую очередь была построена церковь, звон колоколов которой разносился далеко по окрестностям. Станица делилась на три части: Залегаевку, Мазницу, Рогожский кут – по фамилиям богатых казаков. В 1856 году по неизвестной причине дотла сгорела станичная церковь со своей утварью.

В 1864 году в станице насчитывалось 360 дворов с населением: 1035 человек мужского пола и 1091 женского. В 1891 году было построено первое народное училище, в котором преподавали военное дело, изучали закон Божий. Применялись и меры наказания: « стояние в углу», «оставление без обеда», «увольнение из школы».

Здравоохранение было на низком уровне. Врачей не было. Никакой медицинской помощи населению не оказывалось. Главными заболеваниями были оспа, тиф, чума, скарлатина.

В 1892 году по новому тракту на Кавказ была проложена телеграфная линия, а с 1 апреля 1915 года почтовая станция преобразовалась в почтово-телеграфное отделение. В 1909 – 1910 годах строилась железная дорога. Дорогу планировали проложить через станицу, но зажиточные казаки подняли бунт. Они боялись, что это принесет им большой ущерб: поезд будет резать скот.

В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, когда жители станицы Кагальницкой рыли окопы, около тригонометрической вышки обнаружили турецкое кладбище. В нем нашли несколько скелетов, бронзовые и медные медали турецкого образца.

Бежит время, старше становится наша станица, но годы ее только красят. Вместо казачьих куреней, кухлянок стоят добротные кирпичные дома сельчан, двух – и трехэтажные здания учреждений. Хорошеет, благоустраивается и облагораживается станица Кагальницкая. Центром ее является переулок Буденновский с административными зданиями и мемориалом «Героям, павшим в боях за Родину в Гражданскую и Великую Отечественную войны». Много выросло за послевоенные годы построек: частных, домов, коммунальных и ведомственных квартир, общественных учреждений – таких, как правление колхоза им. Калинина, Дом культуры, кинотеатр, Дом быта, магазины, банки, детский сад, больница.

В 70-е годы прошлого века в корне улучшились жизнь и быт кагальничан, материальное положение и культура населения.

В 2009 году станица отметила свой 200-летний юбилей. Администрацией Кагальницкого сельского поселения разработан план комплексного благоустройства райцентра, который успешно воплощается в жизнь, благодаря реформе местного самоуправления. Станица Кагальницкая является административным центром Кагальницкого района.